Беседа на тему «Библейские сюжеты в мировом искусстве. Образ Христа в мировом искусстве»

30 декабря прошли занятия в Воскресной школе при храме святителя Николая Чудотворца г. Червень в группе для взрослых. Тема беседы — «Библейские сюжеты в мировом искусстве. Образ Христа в мировом искусстве».

Цель урока: на примерах произведений западных и русских писателей показать, как образ Христа повлиял на души и сердца людей, а само Христианство внесло живительную струю в жизнь общества. Лучшие произведения древнерусской и более поздней русской классической литературы были созданы благодаря влиянию Православной Церкви. Присутствие Христа ощущается во всей классической русской литературе.

Вступление (Библия, Христос – центр Библии).

  1. Попытки создать художественный образ Христа:

А) апокрифы;

Западная литература:

Б) Фридрих Клопшток. Эпос «Мессиада» (1773 год);

В) Эрнест Ренан – «Жизнь Иисуса» (1863 год). Хотя для него Христос – обыкновенный человек;

В) Гюстав Флобер – повесть «Иродиада» (1877), Анатоль Франс – новелла «Прокуратор Иудеи» (1892), Оскар Уальд – драма «Саломея» (1893). Все они касались евангельских тем, но Христа как персонажа не вводили в свои произведения;

Г) писатели-христиане: американский писатель Лу Уоллес, автор романа «Бен-Хур» (1880), польский прозаик Генрик Сенкевич, автор произведений «Пойдем за Ним» и «Quo vadis» («Куда идешь?», 1896). В своих произведениях с благоговением и трепетом обращались к евангельским событиям, но Христос также не являлся действующим персонажем в них;

Д) шведская писательница Сельма Лагерлеф. Ее книга «Легенды о Христе» (1904). Передает трогательные апокрифы и легенды о Христе, не претендующие на историческую достоверность.

 С середины 20-го века в западной художественной литературе на евангельскую тему закрепляются две тенденции: с христианским взглядом, взглядом евангелистов (Франсуа Мориак «Жизнь Иисуса»,1936 год) и с чисто «земным» подходом к данной теме.

Е) Единственный из западных беллетристов 20-го века, который справился с задачей художественно передать облик Христа, — это Клайв Стейплз Льюис, автор книги «Хроники Нарнии». Но в его цикле о фантастической стране Нарнии показан не исторический Христос; Его символизирует образ священного Льва Аслана. Однако этот иносказательный образ ближе к евангельскому Христу по духу, чем все попытки романистов «живописать» события Нового Завета.

Русская литература:

Ж) древнерусская литература. Подробно описывалась жизнь святых подвижников, но Сам Иисус Христос не выступал в качестве литературного персонажа: слишком велики были священный трепет и благоговейное отношение к образу Спасителя;

З) XVIII-XIX век. Произведения русских поэтов, воспевающие духовное величие и подвиг Христа: А. К. Толстой «Спаситель» и его поэма «Иоанн Дамаскин», И. С. Тургенев «Христос» (стихотворение в прозе), К. Д. Бальмонт «Одна есть в мире красота …»;

И) XIX век. В прозе Христа тоже не изображали, но в это время появляются образы людей христианского духа и святости: у Ф. М. Достоевского – князь Мышкин в романе «Идиот», Алеша и Зосима в «Братьях Карамазовых»; у Л. Н. Толстого – Платон Каратаев в «Войне и мир».

К) Присутствие Христа ощущается в произведениях И. С. Шмелева «Лето Господне», Н. С. Лескова «Христос в гостях у мужика», А. Константиновича «Великие дни. Страстная суббота», И. А. Бунина «Геннисарет». Только Христос не является неким персонажем в этих произведениях; Он находится в душах тех, кто является главным героем.

Л) XX век. Литературным персонажем Христос впервые стал в советской литературе. А. Блок и его поэма «Двенадцать».

М) Попытки защитить Христа во время атеистической пропаганды в России. М. Булгаков и его роман «Мастер и Маргарита», С. Есенин и его поэма «Послание «Евангелисту» Демьяну Бедному» (1925 год).

Н) Б. Пастернак в «Докторе Живаго», Ч. Айтматов в «Плахе», Ю. Домбровский в «Факультете ненужных вещей» тоже обращались к образу Христа на фоне драматических событий, переживаемых Россией в советское время.

  1. Живописные изображения Христа.

ИКОНЫ:

А) «Нерукотворный образ Спасителя»;

Б) Христос Пантократор (на Руси – Спас-Вседержитель или просто Спас).

Икона «Христос Пантократор» в различных иконописных стилях:

Византийские иконы:

Самая ранняя икона – «Христос Пантократор» из монастыря Св. Екатерины на горе Синай VI-го века.

Классическое направление византийской живописи XII-го века. Две мозаичные иконы: «Христос Пантократор Елеемон» (Милующий) из Гос. Музеев Далема в Берлине и «Христос Пантократор» из галереи Боргезе во Флоренции.

«Искусство около 1200 года». «Христос Пантократор» из монастыря Св. Екатерины на горе Синай начала XIII-го века. Византийское искусство второй половины 13-го века, основанное на классическом стиле. «Христос Пантократор» второй половины 13-го века.

XIV век. Время, когда исихазм стал общепринятой доктриной во всей Церкви. Византийское искусство опирается больше на духовные ценности, чем на подражание классике. Одна из лучших икон этого времени – «Христос Пантократор» из Эрмитажа, созданная в Константинополе около 1363 года как главная храмовая икона для монастыря Пантократора на горе Афон.

Древнерусские иконы:

Типично русской иконой является икона «Спас Вседержитель» из Ярославского музея, исполненная около второй четверти – середины XIII-го века.

Начало XIV-го века. После разорения земель татаро-монголами, на Руси вновь появляются византийские художники. Изображение Христа из Успенского собора Московского Кремля – типичный пример соединения византийского и древнерусского искусства.

Тема Фаворского света присутствует в иконе «Преображение» XIV-го века. Соединение эллинистической традиции и нового, «идеального» стиля XV-го века проявляется в Деисусном чине, так называемом Звенигородском.

1700 год. Приоритеты отдаются новому светскому искусству. Одним из излюбленных образцов был «Христос в терновом венце».

XX век. Заново открываются византийские и древнерусские иконы. Образ «Христа Вседержителя» иконописца А. Стальнова.

Рассматривая многочисленные произведения писателей, поэтов, иконописцев и художников, посвященные личности Иисуса Христа, нельзя не упомянуть и о музыкантах. Так, американский композитор Э. Л. Уэббер рассказал о последних семи днях жизни Христа (Вход Господень в Иерусалим, Тайная вечеря, предательство Иуды, в саду Гефсиманском, распятие Христа) языком музыки в стиле рок, взяв для этого классический жанр оперы («Иисус Христос – суперзвезда»).

В XVIII веке И. Бах сочинил «Страсти по Матфею», музыкальное произведение, основанное на евангельских событиях в изложении евангелиста Матфея.

В 1741 году Георг Фридрих Гендель выпустил в свет ораторию «Мессия». Говорят, что, когда Гендель сочинял «Мессию», его слуга часто заставал композитора тихо плачущим за столом, настолько Генделя очаровывала красота и величие музыки.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Return to Top ▲Return to Top ▲