В наш храм 29 марта, по благословению Владыки Вениамина, епископа Борисовского и Марьиногорского, прибыли мощи священномученика Харлампия. Этому святому молятся при вспышках различных эпидемий. Поэтому в начале Преосвященнейший совершил Молебен и помолился священномученику, а затем состоялась Божественная Литургия святителя Василия Великого архиерейским чином. Его Преосвященству сослужили: Секретарь Борисовской епархии протоиерей Александр Вербило, благочинный Червенского округа протоиерей Николай Литвинчик, настоятель храма протоиерей Александр Лазовский. Диаконский чин совершил протодиакон Владимир Букштунович. По окончании Божественной Литургии Владыка совершил Славление. Песнопения Божественной Литургии и Молебна исполнил приходской хор под управлением Наталии Лазовский и Галины Пришивалко.
Первые три века нашей эры переполнены историями мученичества христиан. Сегодня мы читаем эти жития с содроганием и, быть может, как некоторое преувеличение: страшно поверить, что один человек может додуматься до столь изощренных пыток, а другой – столь мужественно их вытерпеть. Но XX век показал, что нечеловеческая жестокость не искоренилась в людях и в «цивилизованную» пору.
О мучениках первых веков, как правило, известно очень мало. Все, что было до их подвига, остается неизвестным, что было после – зачастую обрастает народными преданиями. Тем не менее попробуем исследовать судьбу священномученика Харалампия, епископа, родившегося через 100 лет после Христа и уже в глубокой старости подвергшегося испытанию своей веры и стойкости.
По преданию, Харалампий никогда не был женат, исполнив слова апостола Павла: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1 Кор. 7: 8). Он был епископом города Магнисия в Фессалии, входившей в состав Римской империи (территория современной Греции). В первые века христианства епископ – это своего рода глава христианской общины того или иного крупного города или области. Он не был окружен чрезвычайными почестями, а мог наравне со своей паствой, как святитель Спиридон Тримифунтский, зарабатывать на жизнь простым трудом. Конкретные дела Харалампия в его епископском служении неизвестны, но молва о нем как о выдающемся пастыре и миссионере, обращавшем в христианство язычников, дошла до правителя провинции. Правил в то время Лукиан. К нему и привели 113-летнего старца.
Вероятно, в ход шли и ласкательства, и запугивание, но святой отказался отрекаться от своей веры и приносить жертвы богам, а также признавать божественность императора. Лукиан и военачальник Луций подвергли старца истязаниям: подвесив несчастного, строгали его тело железными крючьями, сдирая кожу. Старец только благодарил истязателей, говоря: «Острогавши мое тело, вы обновили мой дух!» Под впечатлением от незлобия, стойкости и веры этого человека два воина – Порфирий и Ваптос – исповедали себя христианами. Их тут же зарубили мечами. Этих мужественных людей сегодня чтут в один день со старцем-мучеником.
В те времена истязания и казни становились зрелищами – и это было в порядке вещей. Предания очень часто свидетельствуют о том, как сами зрители или истязатели становились мучениками – исповедав Христа и, как говорит о том Церковь, крестясь в собственной крови, пробыв христианами считанные минуты или часы. Так было, например, со святым Вонифатием, чью память мы празднуем 19 декабря / 1 января, – блудником, проводившим вольную, разнузданную жизнь, искавшим покаяния, но не способным преодолеть свои страсти. Увидев истязания христиан и их терпение, он бросился целовать их ноги, исповедал себя христианином и тут же был казнен.
Так и мученичество старца-епископа не оставило равнодушными многих свидетелей. Трое из них – женщины – открыто исповедовали себя христианками и были убиты в тот же день.
Такое развитие событий еще более разгорячило военачальника Луция, он выхватил инструмент пыток у воинов и сам принялся пытать Харалампия. Предание свидетельствует, что вдруг у военачальника отнялись и безвольно повисли вдоль тела обе руки. Тогда обезумевший от гнева глава провинции Лукиан плюнул в лицо Харалампию. В этот момент, гласит предание, шею этого человека скрутила судорога и лицо его повернулось на 180 градусов.
По молитвам святого истязатели были исцелены, Луций молил о прощении и выразил желание креститься. Пытки и гонения на христиан в области были приостановлены. Но Лукиан сказал, что всё же обязан поставить в известность о случившемся императора – Септимия Севера.
Септимий Север правил Римом с 193 по 211 год, к власти он пришел через кровь и военный мятеж, и все его правление было отмечено усилением милитаризма и непримиримым отношением к христианам. Известен его указ, вышедший в 202 году (возможно, как раз после мученичества Харалампия), который запрещал гражданам Римской империи обращаться в христианство и иудаизм. Вот к этому-то правителю, пребывавшему тогда в Малой Азии, в Антиохии Писидийской, и направил свой доклад Лукиан. Надо ли говорить о том, какой реакции удостоил дошедшую до него весть венценосный язычник?
Старца приказано было привести к нему. И начался новый круг пыток… В бороду страдальца вплели веревку и так повели его к императору. Сперва тот распорядился о новых истязаниях огнем и железом и только потом устроил допрос. Из лукавого желания угодить императору даже его наложница сыпала горящие угли на голову и лицо 113-летнего епископа…
Правитель допрашивал и испытывал святого. Например, велел привести к нему бесноватого – человека, который 35 лет назад убил и обокрал своего ближнего. Не успел бесноватый войти, как бес от близости к святости завопил и по приказу епископа вышел из одержимого. На допросе император пришел в такой гнев, что выстрелил из лука в небо и стал хулить Христа
Император колебался… То признавал старца чудотворцем и прекращал мучения, то с новой жестокостью набрасывался на исповедника, обвиняя его в волхвовании и посягательстве на его, императора, власть. В разгар очередного допроса Септимий пришел в такой гнев, что взял лук, выстрелил в небо и стал хулить Христа, призывая Его спуститься и отомстить…
В конце концов Харалампий был осужден на смерть. На месте казни ему явился Сам Господь со множеством ангелов и сказал, что святой может просить у Него всё, что угодно. Харалампий ответил Христу, что увидеть Его – уже великая милость, но если угодно Богу, то пусть в той местности, где будут почивать мощи святого и чтить его память, не будет ни голода, ни эпидемий, но воцарятся мир и благосостояние.
Господь ответил святому: «Да будет по прошению твоему, мужественный Мой воин!» И тут же Харалампий испустил дух, а его душа вознеслась на небо.
Всё, что произошло в финале земной жизни священномученика Харалампия, очень многих людей не оставило равнодушными: невозможно сказать, скольких он обратил в христианство одним своим примером. Предание говорит о том, что среди таких обращенных была дочь императора Галина (хотя в исторических источниках упоминаются лишь два сына Септимия Севера). Говорят, что именно Галина похоронила святого.
Сегодня его мощи находятся в одном из шести сохранившихся Метеорских монастырей в Греции – монастыре святого Стефана, а частицы – во всем православном мире. И действительно, есть свидетельства, что там, где находится даже частичка мощей святого, не бывает эпидемий и голода. (по иатериалам сайта pravoslavie.ru).
Написать ответ